История лугового парка


Луговой парк г. Петродворца входит в исторический дворцово-парковый ансамбль площадью более 1000 га, который имеет общегосударственное и международное значение. Пар является памятником архитектуры 19 века. Он был задуман как пейзажный парк. На территории парка располагается уникальная гидротехническая система (каналы, пруды-накопители, шлюзы-регуляторы), созданная по замыслу Петра I для обеспечения водой фонтанов Петродворца и Стрельны. Уникальность гидросистемы состоит в том, что её бесперебойное функционирование обеспечивается за счёт естественных ресурсов водосбора.

Планировочно Луговой парк был построен таким образом, что его дорожная сеть связывала все парки, расположенные в районе Петергофа: Нижний и Верхний парки, Александрийский, Александрию, Английский и другие. На территории Лугового парка были построены павильоны с бельведерами, позволявшими любоваться окружающими ландшафтами. Архитектурные сорружения совмещали как утилитарные, так и эстетические функции (Мельница, дворец Бельведер, Розовый павильон, искусственная Руина и др.)

На юг от главного входа в Верхний сад, вдоль Самсоновского трубопровода, тянется широкий, обсаженный липами бульвап. Он заканчивается у Розового павильона - важнейшей композиционной точки Лугового парка.

Благоустройство парка было довольно сложным и заняло около трёх десятилетий закладывался он на месте болот и крестьянских полей, и не одним архитектором, а коллективом мастеров, равных по значению и работавших в атмосфере взаимного творческого сотрудничества. Архитектор А. И. Штакеншнейдер составлял проект зданий, инженер М. И. Пильсудский намечал планы прудов соединённых каналов и шлюзов, а по проектам садового мастера П. Эрлера прокладывали дороги, высаживали деревья и кустарники.

Русские паркостроители середины XIX века развивали принципы пейзажных парков, считая что их главную красоту составляют элементы, характерные для самой природы: луга, водоёмы, острова на них, свободно размещённые группы деревьев, цветы. Решающую роль в оформлении нового паркового массива отвели лугам и прудам-водохранилищам. Вдоль десяти прудов, соединённых каналами, и расположены отдельные участки Лугового парка.

Центральной трассой пересекающей все эти участки, является Самсоновский канал. Он огибает с восточной стороны Бабигонскую возвышенность и, расширяясь, заканчивается у Розового павильона “Самсоновским бассейном”. У подножия Бабигонской возвышенности в канале устроен шлюз. Через него вода попадает в западную группу прудов Лугового парка — Церковный, Бабигонский, Руинный, Сапёрный, Орлиный и Запасной.

Ниже по течению имеется второй шлюз для пуска воды в пруды, расположенный восточнее канала: Мельничный, Большой круглый и Малый круглый.

При устройстве Лугового парка все пруды были окружены аллеями; у каждого шлюза имелись домики или “караулки”; близ павильонов, мостов, на островах, вдоль дорог были высажены деревья и кустарники.

В 1845–1848 годах А. Штакеншнейдер построил Розовый, или Озерковый, павильон. Здание располагалось на дамбе, почти окружённой тремя водоёмами: “Сампсоневским” бассейном, Большим круглым и Мельничным прудами, соединёнными между собой. Как и павильон Царицына острова, эта постройка была искусно оформлена в стиле древнеримских вилл. Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырёхгранные столбы с изображением голов наверху) из серого гранита, выполненные скульптором А. Теребеневым. Портик закрывался плющом, и внутри него, в зелёном полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи “Спящая нимфа”. Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трёхэтажная башня с открытой террасой наверху. Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения.

В годы Великой Отечественной войны Розовый павильон был разрушен.

С восточной стороны Розового павильона расположен Мельничный пруд. История его названия такова. В 1847 году начальник дворцового правления С.Лихардов доносил министерству двора, что в Петергофе нет мукомольной мельницы и крестьяне близлежащих земель отвозят зерно на помол за 15 вёрст, затрачивая при этом более суток на проезд. Обеспокоенный такими отлучками крестьян, труд которых целиком принадлежал дворцовому правлению, Лихардов предложил построить мельницу “при шлюзе выше Самсоновского канала”.

Предложение было одобрено. Проект мельницы “в сельском вкусе” составил А. Штакеншнейдер. Здание было двухэтажным. Первый этаж каменный, второй — деревянный. В нижнем этаже находилось два постава приводимые в движение водяным колесом. Сложный механизм мельницы изготовил крестьянин Костромской губернии Михаил Максимов.

На втором этаже находилось две комнаты, скромно обставленные внутри. Здесь иногда во время прогулок останавливались члены царской семьи, их приближение. Привычные к дворцовой роскоши они играли в “простую жизнь”.

Прилегающий к мельнице участок осушили, проложили дороги, разбили цветники, построили дом для мельника и “караулку” сторожа. В годы войны здание мельницы было уничтожено. Вместо существовавшего деревянного шлюза в 1963 году устроили бетонную перемычку с двумя затворами для пропуска воды в “Сампсоньевский бассейн” и Мельничный пруд.

В цепи водоёмов Лугового парка важное место занимает Запасной пруд. Созданный в XIX веке, он неоднократно увеличивался. В 1834 году, когда начали оформлять парк, А. Штакеншнейдер построил на самом берегу его, у шлюза, сельский “Никольский домик”. Бревенчатое двухэтажное здание с резным крыльцом, деревянными балкончиками и расписными ставнями напоминало русскую избу. Стоящая рядом “караулка”, тёсовые ворота и высокий забор вместе с “Никольским домиком” создавали вид русской крестьянской усадьбы. Перед домом был разбит небольшой сад, а вокруг пруда проложены дорожки в обрамлении ив.

Ансамбль “Никольского домика” частично сохранился до наших дней, а Запасной пруд и ныне является одним из живописнейших мест Лугового парка. Вода в Запасной пруд поступает из Орлиного пруда. На этом водоёме есть небольшой остров, на котором была установлена скульптурная группа П. Клодта – “Орлы, нападающие на барана”. До настоящего времени это убранство островка не дошло.

От Орлиного пруда вдоль канала можно подойти к Руинному пруду. На одном из островов в 1852 году по проекту А. Штакеншнейдера были поставлены “Руины”: пять мраморных колонн, а возле них — куски рельефных плит, статуй, части карнизов. Всё это напоминало разрушенный греческий храм в забытом безлюдном уголке.

Западнее дороги ведущей из Петергофа к “Бельведеру”, находится Сапёрный пруд. В XIX веке здесь ежегодно летом на северных склонах высот размещались лагеря лейб-гвардии сапёрного батальона и воспитанников инженерного училища. В 1852 году на массивном валуне у пруда была установлена фигура орла с распростертыми крыльями. Под орлом на камне находилась медная доска с надписью: “Подвигам лейб-гвардии сапёрного батальона”. По узкому каналу из Сапёрного пруда вода уходила в Чёрный пруд Английского парка.

Выше по течению, у подножия одного из Бабигонских холмов, расположены Бабигонский и Церковные пруды, связанные между собой соединительным каналом. Местность около этих водоёмов была искусно благоустроена во время оформления Лугового парка. Близ прудов расчистили дорожки, посадили деревья и кустарники. На низком длинном полуострове Бабигонского водоёма поставили чугунную беседку с двумя колоннами.

Главным сооружением Лугового парка явился “Бельведер”. На самой высокой точке Бабигонской возвышенности А. Штакеншнейдер поставил большой павильон. Прямоугольное двухэтажное знание возведено на массивном гранитном основании. Беломраморная парадная лестница заканчивается портиком с кариатидами из сердобольского гранита работы скульптора А. Теребенева. Двадцать восемь колонн из того же гранита, покоясь на цокольном этаже, поддерживают крышу и стройной колонадой охватывают со всех сторон второй этаж. Проёмы между ними заполнены невысокой ажурной решеткой.

В нижнем этаже здания — обширный зал с десятью мраморными колоннами и прозрачным полом. На втором этаже зал окружён с четырёх сторон открытой террасой. С террасы павильона открывается широкая панорама, охватывающая Луговой парк, Ропшинские высоты, Петродворец с его садами, Финский залив. Собственно, эта возможность любоваться неповторимой красотой окружающей местности и предопределила постройку здесь павильона, напоминавшего по архитектуре и расположению древнегреческий храм. Отсюда и название его — “Бельведер”, т.е. “прекрасный вид”.

“Бельведер” был построен в 1852–1856 годах. Около него, по склону возвышенности, разбили небольшой сад. По сторонам парадной лестницы установили две конные группы П. Клодта — повторение тех, что стоят на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В трёхстах метрах от павильона, близ церковного пруда, Штакеншнейдер построил церковь в древнерусском стиле. Достопримечательностью её являлся деревянный резной иконостас, выполненный мастерами начала XVIII века. Его перенесли из церкви Петра I в Дубках (близ Сестрорецка), где находится один из петровских дворцов.

В годы Великой Отечественной войны павильон был значительно повреждён, его скульптурное убранство уничтожено оккупантами, церковь разрушена. Сейчас бельведер реставрирован (архитектор Д. Красовский). Возле него, с западной стороны, построили одноэтажный полукруглый корпус санатория “Строитель”.

Луговой парк с разветвлённой сетью дорог и павильонами служил для дальних прогулок царских гостей. Летом здесь устраивались иллюминации, концерты и спектакли. Так в 1851 году в “Самсоновском бассейне”, перед Розовым павильоном, на помосте, устроенном прямо на воде, был представлен балет “Наяда и рыбак”, поставленный балетмейстером Мариинского театра Перро. Описание этого балета приведено в книге М.Корсини “ Петергоф и петергофский праздник”: “ Эффект этого балета был поразителен: наяды действительно подплывали по озеру к сцене на небольших лодках, устроенных в виде раковин: декорациями для сцены служили вековые деревья. Вправо на дальнем плане виднелись деревни Бабьего Гона, иллюминированные так, что очертание каждой избы было видно издали. В этот вечер вся иллюминация Петергофа была раскинута на пяти вёрстном расстоянии”.

Луговой парк не имеет отчётливых границ и его ландшафты сливаются с окружающим его сельским пейзажем. Поэтому и площадь его исчислялась по-разному. По данным 1957 года площадь центрального района парка составляет около 80 гектаров. Это единственный России парк, в котором открытые, не засаженные деревьями пространства составляют три четверти всей площади. Главную роль здесь играют рукотворные луга и водоёмы. Пруды фонтанного водовода занимают тридцать гектаров — почти третью часть центрального района парка.

На Главную